Profile
E-mail or Username:


Password



Forgot Password?
 

Rivers of St.-Petersburg

Water trips by rivers of St.-Petersburg


July 09, 2009 — July 09, 2009
Created 2009-07-10 by zjumka

0.0 0 vote

Home | Архитекторы

Архитекторы


0 comments, zjumka, Feb 02, 2011, 08:51

ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО (первая четверть XVII века)


Трезини, Доменико (ок. 1670-1734). В Россию приехал в 1703 году из Швейцарии. До 1712 года был в Петербурге главным и единственным архитектором. В 1709-1713 годах участвовал в работе Канцелярии строений, задача которой заключалась в осуществлении архитектурного надзора за всеми строительными работами. До нашего времени из сооружений, созданных по его проектам, сохранились Петровские ворота Петропавловской крепости (1718), Петропавловский собор (1712-1733), здание Двенадцати коллегий (1722-1734) и Благовещенская церковь Александро-Невской лавры.


Маттарнови, Георг Иоганн (ум. 1719). В Петербург приехал из Германии в 1714 году. Осуществлял одновременно строительство нескольких зданий (достраивал после его смерти Николаус Гербель): Кунсткамеры, второго Зимнего дворца (1719-1721), каменной церкви Во имя Исаакия Далматского на берегу Невы (1717-1727).


Леблон, Жан-Батист (1679-1719). Французский архитектор, создавший первый генеральный план застройки Петербурга. По его проектам распланированы Летний сад, сады и парки в Петергофе и Стрельне. В Петергофе выстроил царские палаты, павильоны Марли, Эрмитаж, Монплезир (отчасти)


 


ПОЗДНЕЕ БАРОККО (вторая четверть XVII/ века)


Земцов, Михаил Григорьевич (1688-1743). Первый русский зодчий, получивший образование на родине. Талантливый ученик Д. Трезини. До нашего времени сохранилась на Моховой улице возведенная по его проекту Симеони-евская церковь (1731-1734).


Еропкин, Петр Михайлович (ок. 1698-1740). Русский зодчий, ставший одним из первых петровских стипендиатов. Участвовал в работе «Комиссии о Санкт-Петербургском строении». Разрабатывал проекты застройки центральной части Петербурга. П. М. Еропкин — автор трехлучевой композиции Адмиралтейской части города. Предложил мостить городские набережные. По его предложению проводились санитарно-технические работы, проложены новые улицы (в частности, Гороховая и Садовая). Стал жертвой придворной интриги и был казнен.


Растрелли, Бартоломео Франческо (1700-1771). Прибыл в Россию вместе с отцом, известным итальянским скульптором, в 1716 году. В 1732-1735 и 1754-1762 годах перестраивал Зимний дворец. По проектам Растрелли в Петербурге возведены дворцы: Воронцовский, Строгановский, Большой Петергофский, Царскосельский (Екатерининский), а также ансамбль Смольного монастыря.


Чевакинский, Савва Иванович (1713 — между 1774 и 1780). По его проектам возведены Шереметевский дворец (Фонтанный дом), дворец Шуваловых, склады Новой Голландии, Никольский собор с колокольней — шедевром зрелого русского барокко.


 


РАННИЙ КЛАССИЦИЗМ (третья четверть XVIII века)


Баллен-Деламот, Жан-Батист (1729-1800). Французский архитектор. Прибыл в Петербург в 1759 году по приглашению графа И.И.Шувалова. Участвовал в работе над проектом нового здания Академии художеств. В 1764-1775 годах выстроил здание Эрмитажа рядом с Зимним дворцом. Создал проект костела Святой Екатерины (1763-1783), завершил строительство Гостиного двора на Невском проспекте, начатое Растрелли, разработал проект фасадов и арки над каналом Новой Голландии (1765).


Ринальди, Антониони (ок. 1710-1794). Итальянский архитектор. В Россию приехал по приглашению графа К.Г.Разумовского. В 1754 году получил должность архитектора при дворе великого князя Петра Федоровича и его супруги, будущей императрицы Екатерины П. Возвел по собственным проектам прекрасные строения в окрестностях столицы: в Ораниенбауме (Китайский дворец, Катальная горка и пр.), в Гатчине (дворец графа Г. А. Орлова, впоследствии ставший резиденцией наследника престола Павла Петровича). В Петербурге построил Мраморный дворец (1768-1785). В последние годы жизни занимался храмовым строительством, в том числе третьего Исаакиев-ского собора.


 


БАРОККО


Кокоринов, Александр Филиппович (1726-1772). Русский архитектор, работавший на стыке двух стилевых эпох. Созданные им в ранние годы строения были связаны со стилем барокко — дом Демидова (пер. Гривцова, д. 1), более поздние — характерны для раннего классицизма — дворец Разумовского (Педагогический университет им. Герцена), Академия художеств, в создание которой большой вклад внес и Ж.-Б. Валлен-Деламот.


Фельтен, Юрий Матвеевич (1730-1801). Учился архитектуре сначала в Германии, затем в Петербургской Академии наук. Фельтену принадлежит выдающийся проект и руководство в устройстве гранитной набережной на левом берегу Невы, а также изящная ограда Летнего сада (1771-1784). Одновременно Фельтеном было возведено здание Старого Эрмитажа. До наших дней сохранились его церкви Святой Анны на Кирочной улице, Святой Екатерины на Васильевском острове и Чесменская, а также ряд особняков в центре города.


Баженов, Василий Иванович (1739-1799). Талантливый ученик С. И. Че-вакинского и Ж.-Б. Баллен-Деламота. Творчество Баженова в основном связано с Москвой, со строительством гигантского Кремлевского дворца, что ему не удалось осуществить. В Петербурге он разрабатывал проект Михайловского замка, участвовал в перестройке дворцов в Гатчине и Павловске, создал проекты дачи Безбородко, Александровского института, Арсенала, сгоревшего в 1917 году.


Старов, Иван Егорович (1745-1808). В 70-е годы XVIII века — главный архитектор «Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы»; создал Троицкий собор Александро-Невской лавры, усадебные ансамбли в Тайцах, Скворицах, Пелле. Самая значительная постройка Старова в Петербурге — Таврический дворец.


 


КЛАССИЦИЗМ (последняя четверть XVIII века)


Камерон, Чарлз (1730-е-1812). Шотландский архитектор. В Царском Селе в 1780-1786 годах построил Агатовые комнаты, частично — Китайскую деревню, знаменитую Камеронову галерею. В Павловске — дворец государя-наследника, несколько изящных павильонов («Храм Дружбы», «Храм Аполлона» и др.).


Кваренги, Джакомо (1744-1817). Итальянский архитектор. Руководил одновременно строительством Эрмитажного театра (1783-1787), нового здания Академии наук (1783-1787), Ассигнационного банка (1783-1799), Александровского дворца, нескольких павильонов в Царском Селе и пр. По его проектам возведены Конногвардейский манеж, здания Екатерининского и Смольного институтов.


Бренна, Винченцо (1745-1820). По происхождению итальянец. Приехав в Россию, получил должность декоратора при дворе государя-наследника Павла Петровича, по заказу которого расписал множество комнат в Павловском дворце. Позднее перестраивал сам дворец. В Гатчинском и Каменноостровском дворцах создал интерьеры некоторых залов. Главной работой Бренны считается Михайловский замок (1797-1800), при возведении которого архитектор, очевидно, частично опирался на проект В. И. Баженова. В числе лучших его работ — обелиск «Румянцева победам». Вскоре после убийства императора В. Бренна покинул Россию.


 


ПОЗДНИЙ КЛАССИЦИЗМ И ЭКЛЕКТИКА (первая половина XIX века)


Воронихин, Андрей Никифорович (1760-1814). Русский зодчий. В Петербург был приглашен президентом Академии художеств графом А. С. Строгановым, по заказу которого в 1790 году перестроил графский дворец на Невском проспекте. Самым знаменитым творением архитектора, увековечившим его имя, является собор Во имя иконы Казанской Божией Матери на Невском проспекте (1801-1811). По его проектам возведены здание Горного института на Васильевском острове, ряд сооружений в Павловске, Гатчине и Стрельне, колоннады в Петергофском парке.


Тома де Томой, Жан (1760-1813). Французский придворный архитектор. После революции 1789 года переехал в Россию. По его проекту в 1805-1816 годах на Стрелке Васильевского острова создан замечательный ансамбль, определяющий лицо Петербурга. Среди прочих построек Тома де Томона в Петербурге можно отметить дом графини Лаваль на Английской набережной (1800-1805).


Захаров, Андреяв Дмитриевич (1761-1811). Русский зодчий. Получил образование в Петербургской Академии художеств. За дипломный проект Захарову была присуждена Большая золотая медаль. Архитектор получил право за казенный счет отправиться для усовершенствования в профессии в Париж. Вернувшись в Россию, Захаров много лет преподавал в Академии художеств. В 1805 году, как главный адмиралтейств-архитектор, возглавил строительство нового здания Адмиралтейства. В Кронштадте в 1806-1817 годах по его проекту возведен каменный Андреевский собор.


Стасов, Василий Петрович (1769-1848). Русский зодчий. Ученик В. И. Баженова. Первая самостоятельная работа архитектора — проект и строительство здания Царскосельского лицея. В Петербурге Стасов разработал проекты и руководил перестройкой казарм Павловского полка (1817-1820) и Конюшенного двора с надвратной Спасо-Преображенской церковью (1817-1823) и возведением двух храмов — Преображенского (1827-1829) и Троицкого (1828-1835). Лучшее творение архитектора — триумфальная арка у бывшей Московской заставы (Московские ворота, 1834-1838) в память о походах русских войск в Персии и Турции.


Росси, Карл Иванович (1775-1849). По происхождению итальянец, но в историю архитектуры вошел как русский зодчий. Ученик В. Бренны. В 1816 году поступил на службу в Комитет по делам строений и гидравлических работ», в ведении которого находились все строительные работы в Петербурге. Росси — автор архитектурных ансамблей в центре города и на Дворцовой площади. В 1819-1829 годах архитектор, сохранив удачную идею Ю. М. Фельтена полуциркулярного расположения строений напротив Зимнего дворца, возвел на Дворцовой площади два монументальных здания, соединенных между собой триумфальной аркой (арка Главного штаба). По его проектам построены Михайловский дворец (1819-1825), здания Александрийского театра (1828-1832), Сената и Синода (1829-1834) и др.


Монферран, Огюст (1786-1858). Французский архитектор. Приехал в Петербург в 1816 году. Разработал свыше двух десятков проектов перестройки Исаакиевского собора. В 1817-1857 годах Монферран назначается главным архитектором Исаакиевского собора, возведение которого стало делом всей его жизни. В Петербурге по проектам Монферрана сооружены и некоторые другие постройки, в частности знаменитая Александровская колонна перед Зимним дворцом (1830-1834).


Штакеншнейдер, Андрей Иванович (1802-1865). Русский зодчий. Окончив Академию художеств, трудился в «Комиссии о построении Исаакиевского собора» при О. Монферране. Из многочисленных работ Штакеншнейдера в Петербурге и пригородах наиболее известны дворцы Мариинский (1838-1844), Николаевский (1853-1861), Ново-Михайловский (1857-1861), дворец князей Белосельских-Белозерских на Невском проспекте (1846-1848), а также собственный дом архитектора на Миллионной улице (1851-1854).


Архитектор Ее Величества Екатерины II Джакомо Кваренги был удивительно некрасив. Литератор Ф. Ф. Вигель писал: «Всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа прикрепила к его лицу...» Внук Екатерины II, будущий император Александр I, частенько, сидя на коленках архитектора, дергал его огромный нос: мастер был добродушен и необидчив. Немало шаржей на него сделал художник А. Орловский.
Джакомо Кваренги был заочно приговорен к гражданской смерти с конфискацией имущества за то, что отказался вернуться на родину, в Италию, когда его страна стала под знамена Наполеона. Правитель Италии Евгений Богарне потребовал возвращения на родину всех живших за границей итальянцев. Кваренги не вернулся. Россия стала страной его сбывшейся мечты — он не смог ее покинуть.
К одному из символов Петербурга — Адмиралтейству — имеет отношение род Захаровых. Прапорщик Д. И. Захаров служил в Адмиралтейств-коллегий, профессором химии и механики стал его сын Яков Дмитриевич, а Андреян Дмитриевич — создатель того здания над Невой, которое неотделимо от города, как Кремль от Москвы, Акрополь от Афин.
В 1996 году на месте бывшего Сампсониевского кладбища, где нашли покой первые петербуржцы-иноверцы, находившиеся на императорской службе, установлен памятник работы М. Шемякина и архитектора В. Бухаева. Это арочной формы стена с посвящением первым строителям города — на русском и на латыни. Перед ней — рабочий стол зодчего и старинный стул. На столе — чертеж, трубка, подсвечник. На камне выбиты имена первых зодчих города, среди них — Доменико Трезини, Жан-Батист Леблон, которые, видимо, здесь и были погребены.


 


http://spbcity.info/spb/arkhitekturnye-ansambli/architectors.htm

0 comments.


Copyright © 2003-2024 MapSphere Terms of Use Privacy Policy