Profile
|
Home | Этнос Весь, чудь и другие финно-угры
Не было в VI веке никакой веси! Все разумные данные – археология, могильники, арабы, русские летописи – синхронно начинают их видеть лишь в X веке! Кстати, именно арабский автор, знаменитый Ибн-Фадлан оставил первое бесспорное упоминание веси: В то же время мы твёрдо знаем, что топонимика вокруг Ладоги – да и самой Ладоги – точно свидетельствует о бытовании здесь какого-то финского населения. Из своего межозёрного весь добрались до Карелии, где стали частью карельского этноса под именем людиков и ливвиков. Часть забралась ещё севернее и стала северными вепсами. Часть ушла на северо-восток, в Обонежье и Заволочье — этих прозвали в русских источниках заволочской чудью. Часть дошла, судя по топонимике до Архангельска и даже до Мезени, а часть удалилась южнее и, как полагают, приняла участие в формировании западных коми.
К тому же древняя весь не оставила после себя ни остатков хорошо выраженных долговременных поселений, ни погребальных памятников:
«Чудь» финно-угорской этимологии не имеет. Именем «thiudе» в сказках собственно финского народа саамов называли врага, притесняющего лопарей, или иначе – «преследователь, разбойник».
Правда, великолепный лингвист wiederda указывает на всё же возможную и даже логичную финскую этимологию: ...финское слово sota война может быть родственно саамскому čuđđe враг, а заодно и мордовским эрзя śudoms и мокша śudǝms и марийскому šuδem проклинать, ругать. ...Саамское же čuđđe трудно отделить от русской чуди, о которой все привыкли думать, что она = гот. þiuda народ.
Общеславянское *tjudjĭ - чужой, и ещё и исконное чудо-κῦδος
. А название чудью древнего финского населения было будто бы занесено на Север именно славянскими переселенцами.
Здесь, возле Ладоги, проживали в рассматриваемое время не только кривичи, словене, весь и так далее. Здесь существуют совершенно неоспоримые следы скандинавского присутствия. Точнее, по профессиональным ощущениям археологов, - выходцы с острова Готланд. И тем не менее готское thiudа – «народ» - более всего походит на основу для термина «чудь». Восходит к древнегерманскому theod – «люди», «народ».
Славяне точно, археологически доказано, встретились возле Ладоги с местным скандинавским населением.
Именно весь-вепсов вплоть до XX века называли «чудью» даже официальных документах. А южных вепсов и вовсе величали – «чухари». Последнее соответствует и прежнему их самоназванию - čuharid. А сами северные вепсы называют себя lüdikeled, средние – vepsläižed. То есть никоим образом с чудью себя не идентифицируют.
Водь
Ф. Туманский, знакомый как с литературой, так и с местным населением, приводит самоназвание води - "вадделазет" - и связывает ее с летописной чудью. По его сведениям, водь проживала в "не многом количестве в уездах Ямбургском и Ораниенбаумском, особливо около озера Бабина и главное их седалище в деревнях Котлы или Каттила и Бабине с окрестными".
В 1882 г. земские статистики, производившие подворную перепись, также отмечали, что "народ и теперь называет водь чудью".
0 comments. |
Copyright © 2003-2024 MapSphere | Terms of Use | Privacy Policy |